Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
московитам здесь, на диком Севере, где они этого не ожидают. Говоря «штабным языком», при таком уров не «вскрытия оперативной обстановки на театре бое вых действий» операция может быть проведена отно сительно малыми силами. Таким образом, не придется ослаблять шведскую группировку в районе крепости Нарвы (Ругодива), где ожидаются главные сражения в предстоящей войне. Какому жестокому разорению вскоре подвергся Рус ский Север, мы уже писали выше. Салинген исчез от сюда накануне этих событий, в конце 1588 года. После дний раз он передал сообщение в Копенгаген из Колы 24 сентября 1588 года: «Салинген и воевода обменялись угощениями, обедали друг у друга и т.д. Воевода направ лял к Салингену тяжущихся по поводу русско-норвежс кой границы и подсылал к нему шпионов. Печенгский монастырь тоже с ним сносился»1. Это сообщение яв ляется также последним мирным упоминанием о Пе- ченгском монастыре. Дальше следуют лишь скорбные свидетельства «о разорении святой обители и об убиен ных горек плач». Не случайно все материалы, связанные с плодотвор ной разведывательной деятельностью Симона ван Салин гена на Русском Севере в пользу Дании, как и положено, хранятся в Копенгагене, и лишь злополучная его карта осела в Швеции. Можно только представить себе, с ка ким напряженным вниманием изучали ее финн Весай- нен и швед Багге, планируя свой российский «drang nach Osten» на 1589 год. 1Щербачев Ю. Н. Датский архив. М , 1893. С. 131-132. 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz