Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
священника должен с детства понимать, что дело просве щения светом веры Евангельской и крещение целого на рода в пустынных краях, да еще и в полном одиночестве, под силу лишь подвижнику, который сам является носи телем благодати священства, полноправным совершите лем всех необходимых Церковных Таинств и священно действий. Но, увы, Преподобный неоднократно вынуж ден был ходить в Новгород, искать себе священников, в то время как церкви стояли неосвященными, лопари ос тавались некрещеными... Объяснение этого странного факта исследователями жития Трифона сводилось к тому, что Преподобный не становился священником по свое му величайшему смирению, что приводит нас к соблаз нительным рассуждениям по поводу всех иных великих святых российских, которые вовсе «не бегали священни ческой благодати» и уж никак не становились властолюб цами, принимая пастырский сан. В самом же Житии это обстоятельство обходится мол чанием и вовсе не связывается с «величайшим смирени ем», что было домыслено позже, дабы как-то объяснить эту ситуацию. Причина невозможности принятия священства на шим великим северным святым преподобным Трифоном Печенгским, видимо, была совсем иного, канонического рода, и правда его жития должна, наконец, прозвучать открыто, освободившись от оскорбляющих этого велико го подвижника наноса лжи и лукавых недомолвок. ИСТОРИЯ ВОПРОСА Известный историк и богослов протоиерей Александр Шмеман в своей книге «Исторический путь Православия», касаясь результатов разрушительной деятельности «вели 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz