Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Король Юхан, надо прямо сказать, в приведенном послании действовал по известной пословице и громче всех кричал: «Держи вора!» Подданные его величества, «каянские немцы» (финны Остерботнии), под предводи тельством некоего Пекки Весайнена уже с весны 1589 года начали активно и безжалостно разбойничать на Русском Севере, грабя и сжигая российские поморские селения. Первыми были разорены Рождества-Богородичный мона стырь на реке Ниве и вся Кандалакшская волость. Случи лось это 26 мая 1589 года, «на Петрово заговенье в ночи». «В монастыре братию и всех людей присекли, а иные в реке тонули, и монастырь и церковь пожгли, а людей по били 450 человек» ]. Так скупо повествуют о тех событиях Московские летописные известия. В действительности же на Севере в это время проис ходила масштабная вооруженная агрессия, совершаемая руками финских наемников, и все это в условиях действу ющего еще перемирия. В Архиве древних актов сохрани лась «отпись колмогорского воеводы князя А. Вяземско го о шведских нападениях на российские поморские Кан далакшские волости». Документ составлен в июле-августе 1589 года и, хотя ныне он пребывает в весьма ветхом со стоянии, все же частично текст удалось восстановить. Воевода докладывает о разорении Кандалакши, о 50 че ловеках, уведенных в полон, о том, что «и на Соловецкий монастырь приступали», на поморские же волости при ходили реками «да иные волости выжгли и воевали», «ра зорили варничные места Соловецкого монастыря стар цев, и в Керети», всего «со 100 человек их приходило». 1Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники / / Исто рический архив. Т. VII. М.-Л., 1951. С. 229-230. 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz