Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Самое же первое разорение необходимо отнести ко вре­ менам более древним, косвенные подтверждения чему есть в исторических документах. В дипломатической перепис­ ке XVI века российской стороной неоднократно подчерки­ валось более древнее начало монашеской жизни на Печен- ге, чем время прихода в эти края преподобного Трифона. В своей грамоте королю Фредерику II, датированной 1582 годом, царь Феодор Иоаннович указывает на значи­ тельную древность Печенгской обители: «Ты, приятель наш Фредерик, в своей грамоте писал, что монастырь Пе­ ченгской в той Лопской земле как почали делати - лет со­ рок. Про то твои люди, не ведая, тебе сказывали. Тот Пе­ ченгской монастырь блиско ста лет, как стал. И спору о том прежде сего никогда не бывало» \ Как можно понять из текста, датчане отстаивали иной временной рубеж ос­ нования монастыря. По их мнению, он приходится как раз на 40-50-е годы XVI века, то есть на момент появления но­ вого, Свято-Троицкого-на-Печенге монастыря. В переписке Кольско-Печенгского монастыря также можно найти подтверждение приводимому в царской гра­ моте более древнему времени возникновения обители в Печенгском заливе. Так, в XVII веке монастырские стар­ цы писали: «Первые луки лопари отдали монастырю в 7001 году», что означает в 1493 году от Рождества Христова. «НИКОЛЬСКИЙ-на-ПЕЧЕНИ» или «на-ПАЗЕ»? Первым в этом дальнем приграничье монастырем, све­ дения о котором уцелели в истории, был упоминаемый еще Карамзиным «уединенный монастырь святителя Николая 1Жалованые грамоты царя Феодора Иоанновича / / Отечественные записки. СПб., 1829. Кн. ('XV. С. 230. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz