Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

чулки, пряденое золото, жемчуг, перлы, рубины, смарагд, сапфиры, хризолиты, аметисты, топазы, наконец, огром­ ное количество золотых и серебряных денег»1. Печальную и соблазнительную картину должен был представлять собой монах, перебирающий шелковые чул­ ки, приценивающийся к бриллиантам, трясущий дорогие ткани и размахивающий мушкетами на торжищах. Помимо всех товаров, которые «Амстердамский тор­ говый дом» обязывался доставлять по заказу монастыря, особо «было условлено привозить в дар монастырю... для личных нужд братии две бочки водки (около 1000 лит­ ров. - Авт.) и анкер рейнвейну»2. И когда слышишь утверждения, что именно такой мо­ настырь явился подлинным воплощением идеалов пре­ подобного Трифона... Одно можно сказать - не омрачай­ те светлую память великого старца, стяжавшего столь бла­ годатные дары Святого Духа в непрестанном «бегстве от мира» и горьких слезах покаяния. «Не любите мира ияже в мире » - вот главный и вечный его завет братии Печенг­ ского монастыря на все времена. «НЕ ЛЮБИТЕ МИРА...» Скорбью о необъятных мирских попечениях, захватив­ ших братию монастыря, исполнены предсмертные настав­ ления святого старца Трифона. Скорбь эта во многом и его собственное покаяние в том, исполненном им послушании, что претило монашеским идеалам и отступало от евангель­ ских принципов и святоотеческих учений. 1Из описания путешествия вМосковию Мейерберга вXVII веке. Цит. по: Кизеветтер А. А. Русский Север. Вологда. 1919. С. 47. 2Фрисс. С. 271. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz