Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
смогли получить свидетельство и разрешение на эту «тор говлю в северных странах по патенту испанского короля за его подписью и большой печатью»1. Сделав первую ходку и убедившись в огромной перспективе этого пред приятия, антверпенцы организовали мощную купеческую компанию и заключили масштабные договора на торгов лю с Печенгским монастырем. Объемы этой торговли действительно впечатляют: «В течение шести лет монастырь обязан доставлять “Ам стердамской компании” всю красную рыбу, треску и про чую, не только выловленную монастырем, но и скупать всю рыбу, в том числе выловленную в Коле и Туломе». Для примера, такие северные реки Терского берега, как Варзу- га и Поной за сезон одной только семги (!) могли давать по 3600 пудов, то есть более пятидесяти семи тонн каждая2. Вся же ежегодная добыча рыбы на Мурманском берегу в зависимости от сезона могла составлять от 300 до 600 ты сяч пудов, или от 4800 до 9600 тонн соответственно3. Солеварение в то время стало одной из доходнейших статей монастырского промысла. «Печенгский монастырь за удовлетворением своих потребностей и местной распро дажи отпускал во внутренние города России без всякой пошлины до 40 тысяч пудов соли»4. Это около 700 тонн. 1Филиппов. С. 298. 2 «1614 год. Взято... десятинной рыбы 3282 рыбы семги, весу 360 пуд. И отослана та рыба на Дворец» (Приходо-расходные книги москов ских приказов. М., 1983. С. 71. Цит. по: Ушаков И. Ф. Хрестоматия по истории Кольского Севера. Мурманск, 1997. С. 48). 3«По определению Н. Я. Данилевского (1859 г.), средний уровень ры- бодобычи на Мурмане равнялся 400 тысячам пудов» (Ушаков И. Ф. Историко-краеведческий словарь. Мурманск, 2001. С. 229). 4Дергачев. С. 106. 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz