Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

В 1572 году, по свидетельству Салингена, в монастыре на одной только постройке церкви было занято 200 (!) ра­ ботников. Можно представить себе размах монастырского строительства в последующие годы его бурного роста. В 1573 году в этот процесс безудержного расширения владений мо­ настыря в западном направлении был вынужден вмешать­ ся сам царь Иоанн Грозный, поскольку «в те годы монахи уже заселили земли своими монастырскими людьми и пре­ доставили им все права от Киберга до Варангер-фьорда» ‘. Мировая политика в связи с войной в Прибалтике выз­ вала сближение позиций России и Дании. В этой ситуации столь активное ущемление интересов Датского королевства здесь, на Севере (Норвегия являлась датской провинцией вплоть до 1814 года), со стороны Печенгского монастыря вынудило царя прислать весной 1573 года бояр и послов для наведения порядка с границами в Лапландии. В итоге гра­ ницей положили считать Паз-реку, а людей монастырских удалили с полуострова Варангер (Норвегия) и реки Полной (ныне Pulmankijoki), до которой от монастыря расстояние порядка 100 километров в глубь нынешней Финляндии и которая впадает в норвежский залив Тана-фьорд. «ОБШИРНОСТИ ТОРГОВЛИ...» От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды... (Иез. 28, 16) Что же касается духовной жизни монастыря, то серь­ езное падение ее уровня должно было неизбежно насту­ пить с 1566 года, когда, не иначе как усилиями «древнего змия», православный монастырь становится ни больше 1Филиппов, с. 303. 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz