Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

со всеми угодьями луговыми...»1Или: «Те М о т о ц к и е и Пе- ченские лопари отданы в Печенской монастырь в крестьян место...»2Так что любой монах уже нес в своем лице эту часть монастырской феодальной власти над крепостным людом. «Служек и крестьян, крещеных лопарей, и дворни­ ков, и детенышев монастырских наместники, воеводы и всякие приказные люди не судят их ни в чем, а судит лишь игумен с братиею сам и во всем...»3 И это было только началом. Ужасы опричного «пра­ вежа» и бесконечные войны породили небывалый при­ ток на монастырские земли беглого крестьянства - это так называемые «новоходчики», «бобыли» и пр. «По слу­ чаю войны между шведами и русскими из-за Корелии, а также еще по причине тирании, господствовавшей тогда в России, народ бежал и селился в Лапландии»4. К этому беглому люду добавлялось еще огромное количество «мо­ настырских слуг» или «служек», «монастырских детены­ шей» и «ремесленников»5. «Монастырь имел мельников, разных мастеровых, морских и горных звероловов, а на перевозных ладьях кормщиков, носовщиков, осночей и пр. и всему этому населению давал работу в промыслах, торговле и других занятиях»6. 1Грамоты Кольского уезда XVI - XVIII вв. / / Сборник Грамот Колле­ гии экономии. Т. 2. Л., 1929. С. 440. 2Роспись лопарским погостам 1581 года. Сборник материалов по ис­ тории Кольского полуострова. JI., 1930. С. 57. 3Жалованная грамота Кольскому Печенгскому монастырю / / Акты Исторические (1645-1676). Т. IV. СПб., 1842. С. 551-552. 4Филиппов. С. 303. 5 См. подробнее главу «Владения и хозяйство...»: Смолич И. К. Рус­ ское монашество. М., 1999. 6Дергачев. С. 106. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz