Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
со всеми угодьями луговыми...»1Или: «Те М о т о ц к и е и Пе- ченские лопари отданы в Печенской монастырь в крестьян место...»2Так что любой монах уже нес в своем лице эту часть монастырской феодальной власти над крепостным людом. «Служек и крестьян, крещеных лопарей, и дворни ков, и детенышев монастырских наместники, воеводы и всякие приказные люди не судят их ни в чем, а судит лишь игумен с братиею сам и во всем...»3 И это было только началом. Ужасы опричного «пра вежа» и бесконечные войны породили небывалый при ток на монастырские земли беглого крестьянства - это так называемые «новоходчики», «бобыли» и пр. «По слу чаю войны между шведами и русскими из-за Корелии, а также еще по причине тирании, господствовавшей тогда в России, народ бежал и селился в Лапландии»4. К этому беглому люду добавлялось еще огромное количество «мо настырских слуг» или «служек», «монастырских детены шей» и «ремесленников»5. «Монастырь имел мельников, разных мастеровых, морских и горных звероловов, а на перевозных ладьях кормщиков, носовщиков, осночей и пр. и всему этому населению давал работу в промыслах, торговле и других занятиях»6. 1Грамоты Кольского уезда XVI - XVIII вв. / / Сборник Грамот Колле гии экономии. Т. 2. Л., 1929. С. 440. 2Роспись лопарским погостам 1581 года. Сборник материалов по ис тории Кольского полуострова. JI., 1930. С. 57. 3Жалованная грамота Кольскому Печенгскому монастырю / / Акты Исторические (1645-1676). Т. IV. СПб., 1842. С. 551-552. 4Филиппов. С. 303. 5 См. подробнее главу «Владения и хозяйство...»: Смолич И. К. Рус ское монашество. М., 1999. 6Дергачев. С. 106. 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz