Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
- казначей. Может, конечно, были еще батюшки на монас тырских подворьях. Ну а в самом-то монастыре кто служил? Кто справлял весь положенный, «осифлянский» суточный круг монастырского богослужения? Всю духовную пагубу для обители от непомерных мирских попечений ясно осознавал святой Трифон и глу боко скорбел сердцем. Горечью и тревогой исполнены все его предсмертные увещевания братии, его плач о «чад цах своих»: «Любимцы мои, честно иночество и воздержан но храните, начальства бегайте». Что на современном языке звучит: «чуждайтесь желания власти». Задумаемся, в эти последние минуты жизни Трифон наставляет о самом главном, о том, что его больше всего тревожит. Но мы вправе задать вопрос, о какой, собствен но, опасности властолюбия может идти речь в монасты ре? Среди искушений, подстерегающих инока, властолю бие, казалось бы, не самая первая проблема. Так вот, ока зывается, что вовсе и нет. Ко второй половине XVI века в больших общежитель ных монастырях среди прочего неблагополучия этот грех стал далеко не последним. Монахи «вотчинного» монасты ря неизбежно должны были входить в начальственные от ношения. Кто же, как не они должны были руководить людь ми, следить и контролировать все то многочисленное насе ление, которое на основании крепостного права1 стало принадлежностью монастыря вместе с пожалованными монастырю землями? Поскольку: «...пожаловали мы в вот чину... с лопарями и всеми, кто ныне суть и впредь будут, 1Можно возразить, что крепостное право к этому времени еще юри дически не оформилось, но суть закрепления людей, приписанных к монастырю «в крестьян место», от этого не меняется. 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz