Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

свои подворья для склада товаров привозимых и закупа местных. Покупались и обратно привозились рожь, яч­ мень, овес, солод, крупа, толокно, семя конопляное, мясо, масло, пшеница, горох, мед, воск, холсты, точива и вся­ кие сукна, кожи дубленыя, белая юфть и красная юфть, конопля, прядево всякое на невода, сети, подольники, су­ довая снасть, лодейные шеймы (тросы и канаты), смола и всякие заморские запасы безпошлинно (Акты Истори­ ческие. Т. IV)»«Сохранившиеся исторические докумен­ ты служат памятником экономической монастырской деятельности, и из них мы видим, в каких размерах зани­ мался он [монастырь] солеварением, речными и морски­ ми промыслами с китовою ловлею включительно; имел свои верфи, на которых строил большие лодьи и мелкия промысловыя суда; имел лесные склады, мукомольныя мельницы, скотные дворы и т.п.»2 У нас нет документов, характеризующих размах монас­ тырского хозяйства на момент нашествия «свитцких немец», произошедшего в 1589 году, но, по Писцовой книге 1574 года, еще за 16 лет до разорения монастыря на его территории уже существовало 34 здания, и это не считая церковных. Братии же, как таковой, было не более 50 человек. Мы не знаем, сколько тогда было в монастыре священников, но вот знаем точно, что на момент разорения в обители кроме настоятеля - игумена Гурия и почти девяностолетнего Ионы был только один иеромонах Пахомий и иеродиакон Иосиф 1Дергачев Н. Русская Лапландия. Статист., географ, и этнографичес­ кий очерки. Арх., 1877. С. 106. (В дальнейшем ссылки на это изда­ ние будут обозначаться: Дергачев. - Ред.) 2 Огородников С. Ф. Очерк истории г. Архангельска в торгово-прО' мышленном отношении. СПб., 1890. С. 25. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz