Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

«ДВА МОНАСТЫРЯ» В древней «Книге Большого Чертежа» находим: «...а у морской проливы на усть реки Печенги два монастыря Печенгские»'. Большой Чертеж - не дошедшая до нас пер­ вая карта Великого Княжества Московского, появившая­ ся в XV веке, «которая начата, мнится, при Иоанне Вели­ ком (Иван III. - Авт.), а при внуке его царе Иоанне IV (Иоанн Грозный. - Авт.) и после при царе Алексие до- полнивана»2. Надо думать, изначально указанные на Печенге «два монастыря» - это непосредственно Усть-Печенгский мо­ настырь (бывший Никольский, затем Троицкий) и мона­ стырь на реке Мане, так называемый «Печенгский пер­ воначальной» (так в Писцовой книге 1574 года). Так же, как и Кольская Троицкая обитель, монастырь на реке Мане по сути прекратил свою деятельность по изложенным нами ранее причинам нравственного харак­ тера и предпочтению братией «осифлянской» модели монастырского хозяйства. В частности, той ее соблазни­ тельной стороны, которая позволяет вотчинные владения - землевладения вместе сживущими на этих землях людь­ ми. Еще раз подчеркнем, что эта ситуация, с одной сторо­ ны, предстает как утрата идеи чистого монашества, с дру­ гой стороны, воспринимается нами и как некая истори­ ческая неизбежность , закономерная фаза развития монастырского строительства в условиях формирующе­ гося Московского Самодержавного царства. 1Спасский Г. Книга Большой Чертеж. М., 1846. С. 160. 2Татищев В. Н. Избранные труды по географии России. М., 1950. С. 215. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz