Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
«ДВА МОНАСТЫРЯ» В древней «Книге Большого Чертежа» находим: «...а у морской проливы на усть реки Печенги два монастыря Печенгские»'. Большой Чертеж - не дошедшая до нас пер вая карта Великого Княжества Московского, появившая ся в XV веке, «которая начата, мнится, при Иоанне Вели ком (Иван III. - Авт.), а при внуке его царе Иоанне IV (Иоанн Грозный. - Авт.) и после при царе Алексие до- полнивана»2. Надо думать, изначально указанные на Печенге «два монастыря» - это непосредственно Усть-Печенгский мо настырь (бывший Никольский, затем Троицкий) и мона стырь на реке Мане, так называемый «Печенгский пер воначальной» (так в Писцовой книге 1574 года). Так же, как и Кольская Троицкая обитель, монастырь на реке Мане по сути прекратил свою деятельность по изложенным нами ранее причинам нравственного харак тера и предпочтению братией «осифлянской» модели монастырского хозяйства. В частности, той ее соблазни тельной стороны, которая позволяет вотчинные владения - землевладения вместе сживущими на этих землях людь ми. Еще раз подчеркнем, что эта ситуация, с одной сторо ны, предстает как утрата идеи чистого монашества, с дру гой стороны, воспринимается нами и как некая истори ческая неизбежность , закономерная фаза развития монастырского строительства в условиях формирующе гося Московского Самодержавного царства. 1Спасский Г. Книга Большой Чертеж. М., 1846. С. 160. 2Татищев В. Н. Избранные труды по географии России. М., 1950. С. 215. 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz