Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Скорее всего, проблема состояла в том, что практи чески все, кто так или иначе касался истории погребе ния Трифона и событий у его могилы при разорении обители, этой загадки не видели, поскольку не подвер гали сомнению местонахождение самой Успенской цер кви и пустыни при ней, уверенно считая этим местом известный берег при впадении реки Маны в Печенгу. Если же мы хотим достоверности в своем исследова нии, то должны доверять официальным историческим документам, составленным именно в описываемый период. Согласитесь, что наиболее значимым для лю бого суждения является мнение современника, а тем более очевидца. Таким решающим свидетельством оче видцев в полной мере являются упомянутые ранее пис цовые книги 1574, 1608-1609 годов1, где с профессио нальной дотошностью переписано абсолютно все, что являлось собственностью, недвижимостью Печенгско го монастыря как в период его расцвета, так и после разорения. И если, как мы уже поясняли, здание церк ви могло быть уничтожено, то «место церковное» чис лилось в книгах неизменно, и так будет до скончания века, ибо, как считалось на Святой Руси, «Ангел Госпо день его охраняет». Так вот, писцовые книги однозначно свидетельству ют: нет и не было Успенской церкви и соответственной пустыни нигде, кроме как в устье реки Печенги, у Трифо нова ручья. О том же говорят и лопарские предания. 1«Упоминаемые книги можно считать источником бесспорным» (Ан дреев. С. 139. Прим. 2). 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz