Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Скорее всего, проблема состояла в том, что практи­ чески все, кто так или иначе касался истории погребе­ ния Трифона и событий у его могилы при разорении обители, этой загадки не видели, поскольку не подвер­ гали сомнению местонахождение самой Успенской цер­ кви и пустыни при ней, уверенно считая этим местом известный берег при впадении реки Маны в Печенгу. Если же мы хотим достоверности в своем исследова­ нии, то должны доверять официальным историческим документам, составленным именно в описываемый период. Согласитесь, что наиболее значимым для лю­ бого суждения является мнение современника, а тем более очевидца. Таким решающим свидетельством оче­ видцев в полной мере являются упомянутые ранее пис­ цовые книги 1574, 1608-1609 годов1, где с профессио­ нальной дотошностью переписано абсолютно все, что являлось собственностью, недвижимостью Печенгско­ го монастыря как в период его расцвета, так и после разорения. И если, как мы уже поясняли, здание церк­ ви могло быть уничтожено, то «место церковное» чис­ лилось в книгах неизменно, и так будет до скончания века, ибо, как считалось на Святой Руси, «Ангел Госпо­ день его охраняет». Так вот, писцовые книги однозначно свидетельству­ ют: нет и не было Успенской церкви и соответственной пустыни нигде, кроме как в устье реки Печенги, у Трифо­ нова ручья. О том же говорят и лопарские предания. 1«Упоминаемые книги можно считать источником бесспорным» (Ан­ дреев. С. 139. Прим. 2). 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz