Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

торговые суда. Как отмечалось в Указе Святейшего Сино­ да за 1895 год: «Место сие представляет, по отзывам сведу­ щих людей, превосходную защищенную от ветров гавань». И, действительно, именно в этом месте при возобновле­ нии Трифоно-Печенгского монастыря в XIX веке была воз­ рождена монастырская морская пристань, к которой смог­ ли швартоваться и заходящие в Печенгу пароходы. На одной из монастырских фотографий начала XX века, сделанной у пароходной пристани у Трифонова ручья, мож­ но видеть архимандрита Ионафана и контр-адмирала Бост- рема, сидящих на берегу рядом с неким поклонным крес­ том 1. Вполне возможно, что крест этот воздвигнут на свя­ том для нас месте первоначальной могилы Трифона под алтарем церкви Успения, что была у Трифонова ручья. Что касается второй версии, по которой мощи были перенесены сразу после разорения монастыря, то ее как наи­ более, на наш взгляд, вероятную мы рассмотрим непосред­ ственно при описании горестных событий декабря 1589 года. Так все же почему никто, кроме норвежского профес­ сора Фрисса, прямо не говорит о факте перезахоронения? «Согласно завещанию, тело его было погребено в церк­ ви Святой Девы Марии, но впоследствии перенесено от­ туда в церковь, стоящую вверх по реке верст на десять»2. И пытались ли предыдущие исследователи объяснить эту загадочную историю как-нибудь иначе, чем архимандрит Никодим (Кононов)? «Ложь! О перенесении мощей нет никаких данных»3. ' Корольков. С. 123. 2Фрисс. С. 266. 3Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 226. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz