Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
торговые суда. Как отмечалось в Указе Святейшего Сино да за 1895 год: «Место сие представляет, по отзывам сведу щих людей, превосходную защищенную от ветров гавань». И, действительно, именно в этом месте при возобновле нии Трифоно-Печенгского монастыря в XIX веке была воз рождена монастырская морская пристань, к которой смог ли швартоваться и заходящие в Печенгу пароходы. На одной из монастырских фотографий начала XX века, сделанной у пароходной пристани у Трифонова ручья, мож но видеть архимандрита Ионафана и контр-адмирала Бост- рема, сидящих на берегу рядом с неким поклонным крес том 1. Вполне возможно, что крест этот воздвигнут на свя том для нас месте первоначальной могилы Трифона под алтарем церкви Успения, что была у Трифонова ручья. Что касается второй версии, по которой мощи были перенесены сразу после разорения монастыря, то ее как наи более, на наш взгляд, вероятную мы рассмотрим непосред ственно при описании горестных событий декабря 1589 года. Так все же почему никто, кроме норвежского профес сора Фрисса, прямо не говорит о факте перезахоронения? «Согласно завещанию, тело его было погребено в церк ви Святой Девы Марии, но впоследствии перенесено от туда в церковь, стоящую вверх по реке верст на десять»2. И пытались ли предыдущие исследователи объяснить эту загадочную историю как-нибудь иначе, чем архимандрит Никодим (Кононов)? «Ложь! О перенесении мощей нет никаких данных»3. ' Корольков. С. 123. 2Фрисс. С. 266. 3Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 226. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz