Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
на Печенге был в какой-то мере восстановлен, видно из писцовой книги: «Место старого Печенгского монастыря, да часовня поставлена для лопского крещения и веры пра вославной, да две келии, а в них живут старцы Печенгско го монастыря, переменяяся по годам, приезжая из монас тыря, да всего 15 мест келейных. Да на той же Печенге реке, на усть реки Маны место первоначальное Печенгского монастыря, да место церковное Живоначальныя Троицы да тут же лежит начальник Печенгского монастыря строи тель Трифон, а над ним сделана часовня» \ Теперь наиболее волнующий вопрос: чем была выз вана необходимость перенесения мощей? Надо сказать, что ни у кого из историков прямого ответа на этот вопрос мы не находим. Также и профессор Фрисс, упоминая сей факт перезахоронения, заимствованный им в лопарских преданиях, причин того не касается. Потому рассмотрим возможные варианты. Начнем с первого: мощи были перенесены в период бурного раз вития монастыря, до его разорения в 1589 году. Преосвященный Филарет в своем труде дает намек на такой вариант и на возможную причину переноса мо щей из Успенской пустыни: «...пустынька впоследствии обращалась в монастырь»2. Действительно, потребность в территории Успенской пустыни для бурно развивающегося монастыря могла сыграть решающую роль в этом вопросе. Успенская пус тынь была основана Трифоном, надо полагать, вскоре после его возвращения из странствий в 1557 году и, ' Харузин. С. 432. 2Русские святые, чтимые всей церковью или местно. Опыт описания жизни их. Соч. Ф. А. Ч. Чернигов, 1864. С. 562 Прим. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz