Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

пишет об этом факте, как о чем-то хорошо всем известном: «Была построена церковь Успения Богородицы, где по заве­ щанию был он (Трифон) первоначально погребен»1. Как известно из Жития, попытка обретения мощей предпринималась в 1657 году. Это указанный в посмерт­ ных чудесах «случай» с настоятелем монастыря игуменом Иоанном, который « дерзнул преподобного Трифона над гро­ бом копати и там невидимою силою поражен и отпал Бо- жиим страхом и со стыдом бежал в Крестный монастырь ». Исторический анализ этого события раскрывает нам иную ситуацию, отличную от житийной трактовки. Си­ туация эта напрямую связана с общим нравственным неблагополучием в жизни Кольско-Печенгского монас­ тыря в XVII веке, чего мы коснемся несколько позже. Итак, когда же и в связи с чем было решено перенес­ ти мощи Святого, перезахоронив их, из Успенской пусты­ ни у Трифонова ручья к Троицкой церкви у реки Маны? Можно выделить две версии: до разорения и после разорения обители. В первом случае перезахоронение мощей произошло бы вскоре после погребения Препо­ добного, во всяком случае, в период времени от момента кончины в декабре 1583 года до разорения Троицкой цер­ кви в декабре 1589. Хотя это противоречит ясному свиде­ тельству Жития о том, что враги при разорении монас­ тыря: «...в первых сожгошахрам Успения Пречистым Бого­ родицы, что Преподобного над мощами». По второй версии - после разорения. Или же сразу пос­ ле трагедии, либо при возвращении части монахов из Колы в Печенгу вскоре после разорения. О том, что монастырь 1Огородников Е. Мурманский и Терский берега по Книге Большого Чертежа. СПб., 1869. С. 54. 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz