Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

вам: любите Господа, в Троице славимого, всем сердцем сво­ им, и всею душою своею, и всею мыслию своею. Чадца мои, да любите друг друга». Преподобный последний раз причастился из рук свое­ го верного иеромонаха Ионы, «приял Христа Бога нашего пречистое и животворящее Тело и святую Его Кровь». При этом автор указывает на небольшую деталь, характеризу­ ющую строгость обетов, данных Трифоном в те давние годы, когда он был еще юным Митрофаном: «По приятию Таин cede на обычной своей Рогозине». И вот на этой-то пле­ тенной из прутьев циновке, неизменно служившей ему постелью, на полу своей келии и завершал свой долгий покаянный путь бывший разбойник, а ныне великий под­ вижник Севера, светлый старец Трифон - чудотворец Пе- ченгский. Исполнил он путь свой на земле, все сделал и сказал главное: «Чадца мои, да любите друг друга». «По изречении слов оных, лег он на рогозине своей, и про­ светилось лице его, чуть улыбнулся, и предал святую свою душу Господеви». Из предсмертных наставлений Старца для наших рас- суждений весьма важны и следующие слова: «Еще запове­ даю вам: когда по воле Божией душа моя разлучится от тела моего, погребите мя у церкви Успения Пресвятыя Богородицы, в пустыни, куда часто отходил на богомыслие и молчание». По построению этой фразы мы видим, что кончина застала Трифона непосредственно в монастыре, а не в Успенской пустыни. И ранее автор оговаривает, что Трифон « в обите­ ли своей впаде в болезнь ». Таким образом, известная сцена погребальной процессии, изображенная на драгоценной серебряной раке, как раз и показывает нам направление движения скорбной процессии от монастырской Зосимо- Савватиевской церкви вдоль берега Печенги к Успенской 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz