Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Если же не принять и отбросить это сообщение, стано вится непонятным, почему не было выполнено завещание Трифона, звучащее в его живом предсмертном слове, со храненном в Житии: «Егда по воле Божией душа моя разлу чится от тела моего, погребите меня у церкви Успения Пре- святыя Богородицы». Хотя равным образом будет неясным и то, как же мощи его оказались на реке Мане? Можно еще предположить, что автор Жития привел не подлинные слова Преподобного и Трифон заповедал погрести его в пустыни у Троицкой церкви и что именно туда он удалялся со «сопостником его преподобным стар цем Ионой»1« на богомыслие и молчание». Но это предпо ложение не находит подтверждения в современных тому периоду (последние годы жизни Трифона) писцовых кни гах за 1574 год: «На усть реке Мане монастырь Печенгский первоначальный, а в нем церковь деревянная Троицы Жявоначальныя с трапезою, без пенья...» То есть в церк ви есть антиминс, но службы в ней не справляются. Зна чит, и Трифона здесь нет и не служит в ней иеромонах Иона. В бывшей монастырской Троицкой церкви на Мане никто не служит. Что, конечно, странно и весьма печаль но. Место, созданное Трифоном для молитвенного дела ния и Божественных созерцаний, оказалось вовсе без надобности и не востребовано никем из числа спасаю щихся в монастыре. Совсем иные заботы и попечения гла венствуют в монастыре: идет активное строительство, освоение новых земель, бурная хозяйственная деятель ность и торговля... 1Строгановское собрание. Библиотека Российской Академии наук. № 66. Л. 62, об. 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz