Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

месте и, пригласив церковный причт из Колы, послужить торжественную службу Двунадесятого праздника, имея в виду и почитание памяти Трифона. И, думается, в народе церковь эта, конечно, помимо Сретенской поминалась и как Трифоновская. Интересно отметить, что, как и строительство церк­ ви Благовещения в Коле в свое время совпало с указом о пресечении самовольных поборов с лопарей и установле­ нии единого ежегодного дня сбора дани - под Благове­ щение ', так и церковь Сретения Господня удивительным образом оказалась символом аналогичного восстановле­ ния справедливости по отношению к лопарям заступни­ чеством царя Феодора Иоанновича в его Жалованной грамоте 1585 года2. Таким образом, видимо, напрасно гневался автор Ар­ хангельского патерика3на опубликованное профессором Фриссом лопарское предание: «Тело его (Трифона) было впоследствии перенесено в церковь, стоящую вверх по реке верст на десять и до сих пор известной как церковь преподобного Трифона. Там перед церковью указывают до сих пор его могилу и крест»4. 1 См. об этом: Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодо­ рит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002. С. 62-63. 2«Приезжают, де, к ним данщики и емлют с них, де, лопарей дань песца­ ми вдвое и насильство им от данщиков... И мы пожаловали привозити им ту дань к нам на Москву ежегодно на Сретенье, а данщиков наших в их лопские погосты посылать не велели...» (Архив СПб. филиала Института российской истории РАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 285. J1. 4, 5). 3 «Что ни слово - ложь! О перенесении мощей нет никаких данных. Виден шведский первоисточник» (Иеромонах Никодим (Кононов)- Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 226). 4 Фрисс. С. 266. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz