Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

«Сюда удалялся Трифон, жил здесь затворником и совершал богослужения. У самой церкви или у того мес­ та впадает в залив речка, носящая название Трифонова ручья... Трифон обыкновенно удил в ней рыбу в дни свое­ го затворничества» ’. Вот здесь-то, под Успенской церко­ вью, и было погребено тело Преподобного, в согласии с его завещанием. Но при этом также не вызывает сомнений и то, что ныне могила его находится совсем в другой стороне, у реки Маны, там, где была Троицкая церковь, также со­ жженная в 1589 году. Впоследствии на месте Троицкой церкви была постав­ лена часовня, а в 1708 году воздвигнута Сретенская цер­ ковь. Но почему церковь была освящена именно в честь Сретения Господня? Можно высказать некоторые сооб­ ражения по этому поводу. Как справедливо замечают историки, «Преподобный рано прославился как чудотворец, потому, вероятно, мес­ тное празднование ему было установлено более или ме­ нее вскоре после его кончины»2. Желая помолиться на могиле Преподобного и послужить в день его памяти, но не имея еще достаточных канонических оснований для построения храма его имени, почитатели святого Трифо­ на сооружают церковь и освящают ее во имя Сретения Господня. Таким образом, день пострига Преподобного, состоявшийся 1 февраля, в день предпразднества Срете­ ния, позволял всем собраться в этом весьма удаленном 1Фрисс. С. 266. 2Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Православ­ ной Церкви. М., 1998. С. 156. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz