Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Будет полезным остановиться на таком особом поня­ тии писцовых книг, как «место церковное». Церковь мо­ жет быть разорена, сожжена, уничтожена, но место, на котором она стояла, - всегда свято, оно - «место церков­ ное» до скончания века. Оно никогда не исчезнет ни из памяти людской, ни из книг писцовых. И если нет на нем часовенки, то уж крест на алтарном месте должен стоять непременно. Это правило хорошо бы усвоить и нам, уже не претерпевающим гонений и живущим в XXI веке ря­ дом со многими разоренными «местами церковными». Понятие «места» существует только для церкви или монастыря. «Мест» каких-либо иных исчезнувших со вре­ менем зданий или сооружений писцовые книги не знают. В документе, писанном еще до разорения монастыря, в период его расцвета, в «Книге письма Василия Агалина 1574 года» находим: «Монастырь Печенгской стоит на ус­ тье реки Печенга, а в нем церковь деревянная Успения Пречистые Богородицы с трапезою и келарскою, да другая церковь деревянная ж Зосима и Савватия Соловетцких чудотворцов, да на той же реке Печенге, на усть реки Маны монастырь Печенгской первоначальный, а в нем церковь деревянная ж Троицы Живоначальные...» Подчеркиваем, что это свидетельство современника Трифона о местона­ хождении церквей монастыря, и оно подтверждается в писцовых книгах XVII века, писанных уже после сожже­ ния монастыря: «Место старое Печенгского монастыря на усть реки Печенги, да два места церковных Успения Пре- чистыя Богородицы, да Зосимы и Савватия, да часовня поставлена для лопского крещения и веры православной» '• 1Харузин. Приложение 2. С. 432. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz