Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

'Гак по молитвам преподобного Трифона «не прерва­ лась связь времен», не ушло в небытие и нашло свое зри­ мое подтверждение древнее предание лопарей - сколт-саа- мов о «белом кресте преподобного Трифона». А вместе с тем укрепилось и наше понимание правоты православной традиции, зиждящейся на доверии к преданию в целом \ ТАЙНА МОГИЛЫ ТРИФОНА На первый взгляд, здесь не может быть никаких зага­ док. Мощи преподобного Трифона пребывают под спу­ дом в могиле, на том месте, где был «монастырь первона­ чальный». То есть там, где река Мана впадает в Печенгу, и где был погребен в 1583 году братией монастыря Пре­ подобный по завещанию: « Погребите мя у церкви Успения Пресвятые Богородицы, в пустыни, идеже часто отходим я на богомыслие и молчание». Ниже в тексте Жития, там, где говорится о разоре­ нии обители, читаем: «В первых сожгли храм Успения Пре- чистыя Богородицы, что преподобного над мощами». Однако все не так гладко. У реки Маны никогда не было Успенской церкви. В Писцовой книге думного дьяка Алая Михалкова за 1608 год указано: «Да на той же Печенге реке на усть реке Маны место церковное Живоначальныя Троицы, да тут же лежит начальник Печенгского монастыря строитель Три­ фон, а над ним сделана часовня». Как видим, «места цер­ ковного» Успения Пресвятой Богородицы здесь вовсе нет. 1В первую очередь, конечно, к Преданию (с большой буквы). Истин­ ное Предание есть «верная благодать истины, которая дана Церкви с самого начала и сохраняется в непрерывности епископского служе­ ния» (Прот. Георгий Флоровский. Догмат и История. М., 1998. С. 378). 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz