Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Преподобный, - монастырский скот медведь не трогал. Объединенные отряды охотников долгое время безуспеш­ но пытались отстрелить зверя, но попасть в медведя так никто и не смог. На общем сходе жителей было призна­ но, что зверя убить невозможно, поскольку это «медведь святого Трифона» и что есть воля Божия в том, чтобы освободить это место для монастыря. После этого реше­ ния схода медведь пропал. Договоренность была достиг­ нута, и дома жителей были перенесены и обустроены си­ лами монастырской братии. Также на новое место была перенесена и приходская церковь преподобного Трифо­ на Печенгского. БЕЛЫЙ КРЕСТ НА ЧЕРНОЙ СКАЛЕ В отдельных публикациях конца XIX века можно встретить упоминание некоего лопарского предания о «белом кресте на гранитной скале» '. Суть предания лопарей Нявдемского и Борисоглебс­ кого погостов такова: «В Норвегии, в Нявдемской (Ней- денской) губе, среди извилистых шхер Кеофьорда возвы­ шается мрачная скала Аккупахта (Старуха). Эта совершен­ но неприступная твердыня с незапамятных времен служила местом самых страшных языческих жертвопри­ ношений. Поговаривали, что в древности и человеческие жертвы приносили здесь в угоду князю бесовскому, сбра­ сывая несчастных со скалы. Преподобный Трифон, добравшись и в эти края с Еван­ гельской проповедью, воздвиг часовню святого великому­ ченика Георгия на берегу реки Нейденэльве и приступил 1См., например: Корольков. С. 21; Островский Д. Н. Путеводитель по Северу России. СПб., 1898. С. ИЗ. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz