Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

времена Адама, как только встретят человека, стяжавше­ го в себе благодать Святого Духа. Вспомним евангельское: «И был Он там в пустыне сорок дней... и был со зверями» (Мк. 1, 13). И в житийной литературе, надо признать, та­ кие эпизоды встречаются довольно часто. В случае с Трифоном медведь, опрокинувший кваш­ ню и съевший тесто, заготовленное Преподобным для просфор, был наказан (побит) подвижником, запретив­ шим зверю отныне приближаться к монастырским вла­ дениям. «От того времени, во славу Святые Троицы и во знамение чудес Преподобного, окрест Лавры и келий ее, мо­ настырскому скоту и оленям его, в пустыне бесстрашно пасущимся и доселе, звери не пакостили». Второй медведь появился почти триста лет спустя, в августе 1893 года, при возобновлении монастыря у реки Печенги. Убедительные просьбы со стороны монахов к колонистам, жителям деревни Монастырской, что в ус­ тье реки Печенги, с предложением переселиться несколь­ ко в сторону и дать возможность монастырю строиться на древнем святом месте, к сожалению, были встречены решительным отказом, что отчасти объяснялось влияни­ ем приверженцев раскола среди населения деревни. Пе­ реговоры зашли в тупик: «У нас приказ есть от Высочай­ шего имени на право владения в течение сорока лет. Мы от этого места не хотим круто (ни за что, твердо. - Авт.) отступиться» К Но тут появился загадочный «медведь свя­ того Трифона», очень крупный зверь, который с удиви­ тельной методичностью, ежедневно, около 9 часов вече­ ра, задирал скот колонистов, при этом, как и заповедал 1Из письма колониста Ананьина игумену Ионафану. Гешин Е. В. Три- фоно-Печенгский монастырь// Русская мысль. М.-СПб., 1913. С. 67. 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz