Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Ныне нам не известна судьба этой иконы, и, тем бо­ лее, мы ничего не можем сказать о том, какова была ико­ нография того старинного образа «Трифоновской» Божи- ей Матери. У СТЕН «ГРАДА СТРАНЫ ИНФЛЯНТЫ» Духовная связь преподобного Трифона с благоверн ым царевичем Феодором не прервалась и в дальнейшем. На то есть указание и в посмертных чудесах Преподобного. Это история о чудесном спасении царя Феодора Иоанно­ вича, когда явившийся ему Трифон повелел срочно вый­ ти из шатра, где почивал Государь. Сразу же за этим в уже пустое царское ложе ударило шведское пушечное ядро1. При своем явлении царю Трифон напомнил Фео­ дору Иоанновичу об эпизоде с дарением одежды «с плеча великокняжеского ». События, описанные в Житии, когда « Царь и Великий князь Феодор Иоаннович сам воевал великие Инфлянты, то есть страны Ливонския земли и обышед некий град ...», име­ ют реальное историческое подтверждение. Царь Феодор, прямо скажем, избегал личного участия в воинских похо­ дах, более тяготея к делам духовным и подвигам молит­ венным. Но в этот раз, действительно, когда «в январе 1590 года многочисленное русское войско выступило к шведс­ ким границам, сам царь находился при нем»2. «Тихий 1Об исторической известности этого факта говорит упоминание его и в иных повествованиях. Так например, это чудесное спасение царя также приписывают и явлению преподобного Максима Грека (t 1555), что, как утверждают, и привело к установлению его местного почи­ тания. См. об этом: Малков Ю. Г. Русь Святая. М., 2002. С. 226. 2 Соловьев С. М. История России... М., 1994. Кн. 4. Т. VII-VIII. С. 251. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz