Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

думать, имел в виду и воспоминания своих отроческих лет, проведенных с родителями в благочестивой священничес­ кой семье города Торжка. Главной святыней его родного города Торжка еще с незапамятных времен, с 1038 года, являлся Борисоглебский Новоторжский мужской монас­ тырь. Монастырь этот был основан преподобным Ефре­ мом, братом верного и любимого слуги св. князя Бориса именем Георгий, закрывавшего собой князя от злодеев- убийц и убитого вместе со своим господином через усече­ ние главы. Мощи преподобного Ефрема почивали откры­ то в соборном храме монастыря вместе с нетленной гла­ вой брата его Георгия. Да и близ Ростова, родного города преподобного Феодорита, также существовал Борисоглеб­ ский монастырь, основанный в 1363 году по благослове­ нию Сергия Радонежского его учениками старцами Фео­ дором и Павлом. Как известно из предания, в первых своих часовнях Трифон имел иконы, им самим написанные1. Надо пола­ гать, именно из таких икон и был образ Божией Матери «Трифоновская», стоявший в пещере, что находится в гранитной скале на берегу реки Паз. В конце XIX века в этой пещере находилась уже иная икона Божией Мате­ ри, подаренная некоей новгородской паломницей Мар­ фой. Судя по размеру киота (1,4 м х 0,7 м), изготовленно­ го в 1872 году экипажем шхуны «Полярная Звезда», ико­ на была значительных размеров2. 1 «В этой часовне поставил он нарисованные им самим образа» (Фрисс. С. 263). 2Священник Смирнов. Пазрецкий лопарский приход// Архангельс­ кие епархиальные ведомости. № 15. 1896. С. 223. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz