Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Но были и более основательные суждения историков, учитывающих политический анализ ситуации, приводи­ мый в донесениях иностранных дипломатов в то время: «Иван прибег к этому приему, чтобы оказаться банкротом, сложив на царя Симеона некоторые обязательства»1. «Он (Иоанн] отказался от престола, посадил на трон Симеона Касимовского и в конце года заставил Симеона отменить все льготы и отобрать грамоты, данные раньше монасты­ рям и епископиям (епархиям), которыми они пользовались много столетий. Все они были уничтожены»2. В 1576 году «...Иоанн принял опять скипетр правле­ ния, но за возобновление грамот он взял с монастырей большие денежные суммы: с одного монастыря он брал 40.000 рублей, с другого 50.000, с некоторых 100.000 руб­ лей... Вновь составленные грамоты, судебные законы, пожалования монастырям, городам, отдельным лицам и купцам давали ему еще большие суммы и доходы»3. Та­ ким образом, мы видим, что в 1576 году многие настояте­ ли российских монастырей вынуждены были приходить на поклон к царю за «возобновленными грамотами». Именно во время этого, второго хождения в Москву и потребовалось преподобному Трифону ходатайство- «умоление» Великого князя Феодора Иоанновича, кото­ рому в 1576 году было уже 19 лет. Эпизод этот весьма прав­ диво отражен в Житии. И то самое, «необычное начало» грамоты, вписанное в текст «возобновленной» грамоты ' Валишевский К. Иван Грозный. М ., 1912. С. 284. 2Середонин С. М. Сочинения Дж. Флетчера как исторический источ­ ник. СПб., 1891. С. 77. См. также: Горсей Дж. Записки о России XVI- XVII вв. М ., 1990. С. 178-179. 3 Горсей Дж. Записки о России XVI-XVII вв. М ., 1990. С. 60. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz