Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Северных подвижников - преподобных Трифона и Гурия Печенгских и Феодорита Кольского. « И оттоле великий царь возлюбил их, а паче преподобного Трифона, и пожаловав его и одарив обитель колоколши и церковною утварью бога то, отпустил с милостивым призрением ». 0 ДВУХ ХОЖДЕНИЯХ В МОСКВУ Рассмотрим теперь противоречие той ссылки в грамо те на «умоление детей своих», которого в это время быть не могло. На наш взгляд, в грамоте, равно как и в Житии, произошло наложение двух разновременных событий. Преподобный Трифон встречался с Грозным царем дваж ды. Как мы увидим далее, по-другому и быть не могло. Так вот именно при этой второй встрече попечение Божие о Печенгской обители и нашло свое воплощение в «умоле- нии» царя со стороны Великих князей Феодора и Иоанна. Дело в том, что грамота 1556 года скорее всего была отменена в 1575 году в числе всех иных жалованных гра мот и тарханов. Речь пойдет об одном из самых трудно объяснимых эпизодов в правлении Иоанна Грозного. А именно о «Великом Княжении царя Симеона», когда на Земском Соборе 1575 года царь Иоанн неожиданно сло жил с себя царскую власть и корону, после чего некий татарский князь «Симеон Бекбулатович был поставлен Великим князем всея Руси» К Отдельные историки счита ли «вокняжение» Симеона «политическим маскарадом» и «опричным фарсом». 1Корецкий В. И. Материалы по истории Земского Собора 1575 года // Археографический ежегодник. М., 1971. С. 296. Последующая судь ба «даря Симеона» была печальной. С началом Смутного времени он был насильно пострижен с именем Стефана и заточен в одном из подземных казематов Соловецкого монастыря. 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz