Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

именно «праведный инок» Гурий, указывает и текст грамо­ ты: «...что нам бил челом игумен Гурей, да сказал...»1 Житие упоминает весьма важное для наших рассуж­ дений обстоятельство: первая таинственная беседа царя с « потаенными рабами Божьими » - с Трифоном и «Соловец­ когомонастыря иноком» состоялась в то время, когда Иоанн шел на Божественную литургию в « Соборную церковь Свя­ того Успения Богоматери». Дело в том, что царь ежедневно ходил на службу в Благовещенский собор, а в «Успенском соборе служит митрополит, коронуются государи и слуша­ ют обедню лишь в большие праздники»2. По Житию, Государь рассмотрел челобитную на второй день, 22 ноября, когда « повелел блаженных праведников сыс- кати и пред царским лицем поставити». Накануне же, 21 но­ ября, как раз и празднуется «большой», Двунадесятый праз­ дник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потому и состоялась чудесная встреча с царем именно у Успенского собора Кремля, что правдиво отражено в Житии. Нет сомнения в особом попечении Божьем об этой встрече, ясно показанном нам в том великолепном чуде явления царю этих «двух святолепных иноков », оставшихся не видимыми для окружающих, и их таинственной беседе с Иоанном Грозным за целые сутки до фактического их прибытия в Москву. Несомненно, это потрясшее всех чудо, когда « царь и бояре удивишася зело о таких потаенных ра­ бах Божиих», во многом определило исход аудиенции и дарование просимого. Еще раз имеем мы счастливую воз­ можность убедиться в великой силе молитв наших дивных 1Российский государственный архив древних актов. Грамоты Колле­ гии Экономии, Ф. 281. № 4139. С. 122. 2 Валишевский К. Иван Грозный. М.. 1912. С. 375-376. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz