Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Действительно, в эти ноябрьские дни 1556 года препо­ добный Феодорит неотлучно пребывал при царском дворе. Шли важные для Иоанна переговоры с посланником Кон­ стантинопольского Патриарха. Именно в это благоприят­ ное время Феодорит отыскивает странствующего Трифона и призывает его поспешить в Москву, дабы «пред царским лицем поставити». По Житию, Трифон прибывает в Моск­ ву с неким «единопутным своим Соловецкого монастыря пра­ ведным иноком», что подтверждает тесные контакты Феодо­ рита и Трифона с известным соловецким игуменом Филип­ пом \ Посланник игумена Филиппа был принят царем одновременно с Трифоном, но при этом каждый имел «че­ лобитные свои». Вполне возможно, что посланником этим, «праведным иноком », был не кто иной, как будущий настоя­ тель Печенгского монастыря игумен Гурий. Организуя эту встречу с царем и подачу челобитной о льготах обители на Печенге, Феодорит и Трифон (при участии игумена Филип­ па) подготовили и достойного кандидата в настоятели мо­ настыря, имя которого и было вписано в Жалованную гра­ моту: «Живоначалныя Троицы Печенского монастыря игу­ мена Гурия с братией или хто в том монастыре иныя игумен и братия будут...» О том, что «челобитную свою » вручал царю 1Именно в это время из «строгого заключения» на Соловках «убега­ ет» близкий друг и единомышленник Феодорита - старец Артемий, что совершенно немыслимо без высокого покровительства. Это событие никак не меняет отношение царя ни к монастырю, ни к игумену. Более того, именно в этот период государь Иоанн Гроз­ ный «был особенно щедр к Соловецкой обители», понимая исклю­ чительное значение монастырей на дальних рубежах Руси. Об этом подробнее см.: Соловецкий патерик. М., 1991. С. 50. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz