Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

с царскими денежными сборами и волостными корма­ ми...» В то же время текст этой грамоты начинался до­ вольно необычно: «По умолению детей своих царевича князя Иоанна Иоанновича и царевича князя Феодора Иоанновича пожаловал есма...» Известный церковный историк академик Голубинс­ кий Е. Е. по этому поводу делает следующее скептичес­ кое замечание: «Это вступление в официальном акте вов­ се не располагает верить грамоте» К Однако следует воз­ разить. Общеизвестно, что царь Иоанн отличался бурным литературным талантом и свободно излагал по своему усмотрению суть документов, несмотря даже на их офи­ циальный статус. «Никогда еще русская литература до Грозного не знала такой эмоциональной речи, такой бле­ стящей импровизации и, вместе с тем, такого полного нарушения всех правил средневекового писательства»2. Кроме того, известное из Жития особо заботливое отношение к Трифону сына царя Иоанна - царевича Фе­ одора вполне могло найти отражение и в тексте царской грамоты. Тем более что такая форма начала документа вовсе не редкость для Иоанна: «Мы уложили с братьями и боярами...»3Да и вообще в ту эпоху подобная стилисти­ ка совсем не нова: «Се аз князь Михаил Андреевич, что мне печаловался сын мой князь Иван, чтоб мне пожало­ вать игумена Нифонта...»4 1Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 859. 2Лихачев Д. С. Иван Грозный - писатель. Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951. С. 466. 3Карамзин. С. 600. 4Шумаков С. Обзор грамот Коллегии Экономии. Вып. 2. М.. 1900. С. 83. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz