Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
с царскими денежными сборами и волостными корма ми...» В то же время текст этой грамоты начинался до вольно необычно: «По умолению детей своих царевича князя Иоанна Иоанновича и царевича князя Феодора Иоанновича пожаловал есма...» Известный церковный историк академик Голубинс кий Е. Е. по этому поводу делает следующее скептичес кое замечание: «Это вступление в официальном акте вов се не располагает верить грамоте» К Однако следует воз разить. Общеизвестно, что царь Иоанн отличался бурным литературным талантом и свободно излагал по своему усмотрению суть документов, несмотря даже на их офи циальный статус. «Никогда еще русская литература до Грозного не знала такой эмоциональной речи, такой бле стящей импровизации и, вместе с тем, такого полного нарушения всех правил средневекового писательства»2. Кроме того, известное из Жития особо заботливое отношение к Трифону сына царя Иоанна - царевича Фе одора вполне могло найти отражение и в тексте царской грамоты. Тем более что такая форма начала документа вовсе не редкость для Иоанна: «Мы уложили с братьями и боярами...»3Да и вообще в ту эпоху подобная стилисти ка совсем не нова: «Се аз князь Михаил Андреевич, что мне печаловался сын мой князь Иван, чтоб мне пожало вать игумена Нифонта...»4 1Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 859. 2Лихачев Д. С. Иван Грозный - писатель. Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951. С. 466. 3Карамзин. С. 600. 4Шумаков С. Обзор грамот Коллегии Экономии. Вып. 2. М.. 1900. С. 83. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz