Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
желаниями, взглядами и мнениями разглядеть свершаю щуюся по нашим грехам волю Божью и в неумолимой силе вселенской апостасии предчувствовать властную поступь «Грядущего со славою судити живых и мертвых». Нам же, современным христианам, воспитанным в «революционном духе» и в готовности к «непримиримой борьбе», очень полезно усвоить этот образец истинного христианского смирения, данный нам преподобными Три фоном и Феодоритом. И почаще обращаться к мудрым словам святителя Игнатия Брянчанинова: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощной рукою твоею. Устранись, сохранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его » 1. ЖИТИЕ ОТ « МИРА СЕГО» Как известно, Житие Трифона, «самовидцами писанное, погибе и доселе в земле забвения и неведения» пребывает, но сохранялось частично «у некоторых по вере ко святому в малых книжицах и писаниях кратких». Восстановленное позже, в середине XVII века, Житие неизбежно испытало на себе влияние новых веяний, в которых дух монашества уже значительно отличался от незамутненного духа пер вопроходцев благовестия Христова в Северном крае. В главе, посвященной автору Жития монаху Сергию Шелонину, мы уже касались этой проблемы. Речь идет о некоей, условно говоря, «идеологической подтасовке» в раскрытии образа того или иного подвижника прошлого. 1Цит. по: Иеромонах Дамаскин. Церковь перед лицом отступления / / Свет православия. Макариев-Решемская обитель. Вып. 37. 1998. С. 6. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz