Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

лет монастырь остался без Старца, без его духовной помо­ щи. Преподобный Трифон, исполненный христианской любви, даже покинув Печенгу, не оставил своего попече­ ния о доверившихся ему людях. Правда, братия получала от Трифона лишь то, что им виделось наиболее ценным, - собранные им пожертвования. Великой мудрости испол­ нено это жертвенное служение Святого. Завершив свои странствования, он вернулся на Печенгу, подарив обители столь вожделенную Жалованную царскую грамоту, испол­ ненную невиданных льгот, открывшую путь к небывало­ му богатству и процветанию Печенгского монастыря, рав­ но же как и к грядущей его погибели. Так, бывает, Господь дает людям получить что-либо ими страстно желаемое, нечто вожделенное, потребное вовсе не ко спасению, а лишь для того, чтобы на этом примере убедить их в ошибочности выбранного пути, в греховности их своевольных желаний. Дабы преподать один из тех наглядных уроков, которыми так часто вра­ зумляет нас для нашего же блага и спасения милосерд­ ный Господь. Видится необходимым еще раз обратить внимание на то, как повели себя наши преподобные старцы Трифон и Феодорит в той ситуации, в послесоборное время, когда завершился период выдвижения аргументов и споров о различных моделях спасения. После того как официаль­ ная Церковь сделала окончательный выбор в пользу «осифлянских» принципов отношений с самодержавной властью и «стяжательной» модели устройства монастыр­ ской жизни, наши старцы приняли это как волю Божью и со смирением подчинились ей, не помышляя о даль­ нейшем противостоянии и расколе. И это одна из отли­ чительных черт Православия - способность за своими 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz