Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
мягко говоря, не соответствовал молитвенно-созерцатель ному духу Свято-Троицкой обители, что сложился в монас тыре на реке Мане. Мы можем только догадываться, сколь тяжкое искуше ние выпало тогда дпя преподобного Трифона и какие страс ти кипели в тот год на Печенге вслед за Колой. Вспомним, что рассказывал преподобный Феодорит своему духовному сыну князю Курбскому об истинных истоках тех печальных событий: «Не терпит древний супостат рода человеческого, очима завистными зряще благочестие возрастаемое, и рас паляется ненавистью. Подъущает монастыря мнихов, шеп- чуще невидимо во уши и глаголюще им в сердце: “Тяжек вам и нестерпим, и никто не может от человеков претер петь устав этот вам преподанный. Как можете без имений жить, своими руками хлеб добывающе?”» 1 Пред нами налицо все то же противостояние духа Хри стова и духа мира, когда противостоит «правде неправда, милосердию лютость, воздержанию невоздержание, трез вости пьянство и прочее, чего ради возненавидели его [Фе одорита] те мнихи»2. С приходом этой «вольной» братии Трифоновский-на-Мане островок идеального лопарского монашества, этой древнехристианской модели спасения, прекратил свое существование. Как позже свидетельство вали очевидцы: «Монастырь Печенгский первоначаль ный... стоит без пенья...»3 Восемь лет скитался Трифон, живя милостынею, и во семь лет братия жила без Преподобного. На целых восемь 1Курбский. С. 333. 2Курбский. С. 334. 3Харузин. Приложение № 2. Писцовая книга Алая Михалкова «Коль ский острог», № 208, Архив Министерства юстиции. С. 432. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz