Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Нельзя недооценивать и влияние доминирующего в это время на Крайнем Севере Соловецкого монастыря. Осенью 1547 года этот монастырь получает у царя Иоан на Грозного «Жалованную тарханно-проезжую, несуди- мую и заповедную грамоту» на беспошлинную торговлю, провоз, неподсудность и прочие тому подобные льготы. Конечно же, об этом стало известно и в Свято-Троицком монастыре на Коле. Можно представить себе те неизбеж ные вопросы, которые братия стала задавать Феодориту: «Почему им можно, а нам нельзя?» Чем все это закончи лось вскоре, мы теперь знаем. Искусившаяся иными «порядками» общежительных «вотчинных» монастырей и изгнавшая своего наставни ка, «нестяжателя» Феодорита, кольская братия, неожидан но появившаяся в монастыре Трифона в 1549 году, при несла с собой и свои неуврачеванные проблемы. Курбс кий касается их, когда упоминает, что непосредственным поводом к бунту явилось введение Феодоритом в монас тыре правила из устава Зосимы и Савватия Соловецких: «...не токмю женам, а ни скота единого отнюдь женского полу не иметь тамо» \ Кроме того, совершенно очевидно, что кольские мо нахи соблазнились теми значительными имениями, ко торые за 16 лет существования Трифонова монастыря 1Курбский. С. 333. Таким было «завещание св. Зосимы, который запре тил разводить вблизи обители плодящихся животных (согласно сту дийскому уставу)» (Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Мос ковский. М., 1991. С. 37). «Женщины... вхожи были в стены монасты ря, но соблазн греха был распространен вДревней Руси и в еще худшей форме. По-видимому, азиатские нравы татарской неволи очень усили ли на Руси противоестественный порок» (Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. С. 406). 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz