Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

река с названием Печенга1 существовала как раз в ок­ рестностях упомянутого нами ранее Корнилиево-Ко- мельского монастыря. В непроходимых лесах за не­ сколько лет до прихода в эти края преподобного Кор- нилия на лесной речке Печенге старцы-пустынники преподобные Авраамий и Коприй основали Спасо-Пе- ченгскую пустынь. Она находилась на юго-восток от Вологды, там, где ныне село Спас и приходская Спасо- Преображенская Печенгская церковь2. Немногое сохра­ нило предание о старцах Авраамии и Коприи, лишь то, что «много надобно было им вытерпеть разных нужд и скорбей, но они твердо подвизались до гроба»3. Надо полагать, что Феодорит Кольский, укрепляясь духом у «заволжцев», перед своим уходом в Лапландию бывал и в этой суровой Печенгской пустыни. Равно как и Трифон, ушедший после 1549 года странствовать по этим краям, конечно, должен был бывать и в этой Пе­ ченгской пустыни, так созвучной и именем, и духом с покинутой им обителью. Но оказывается, что в этих краях в то время существо­ вала еще одна Печенгская обитель - Спасо-Печенгский 1На севере европейской части России, особенно в Вологодской области, реки с таким названием не редкость. Например. Печенга является пра­ вым притоком Сухоны, и волость в этом районе также была Печенгс­ кой. Имеется река Печенга как приток рек Вологды и Ваги. Названия рек, подобные слову «Печеньга», очень характерны дпя Вологодского Севера: Коченьга, Шарженьга, Кудоныа, Юрманга и др. 2Такое мнение высказывают современные исследователи истории Вологодской епархии, в частности специалист по краеведению ВПДУ Македонская Н. М. 3Книга, глаголемая описание о российских святых (Репринт., 1888 г.). М., 1995. С. 129. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz