Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Церковь ныне пошла под власть Царя и призвала всех потрудиться на благо Державы Российской, созидая им перию - «Третий Рим». Церковь благословляла этот труд. Что ж, такова, значит, воля Божья, и он, монах Трифон, возвращается на Крайний Север и будет строить большой вотчинный монастырь. Но и от своих обетов монашес ких он не отступится. И братии своей не позволит, все силы положит, дабы удержать иноков в чистоте и строго сти «уставов и святых правил», будет «уздать и востязать их страхом Божиим» \ Себе же место он давно определил в этом мире - это пустынничество и «священнобезмол- вие». Ибо «вкусил я оныя сладости пустынной, понеже пустыня наилучшая родительница и воспитательница, Бо жественного зрения плодовитый корень, истинная содру- жебница с Богом»2. У «ПЕЧЕНГСКИХ» ИСТОКОВ Вернемся к ранее поставленному вопросу: что же за Печенгская пустынь упоминается в «Книге Большо го Чертежа» в явной связи с Печенгскими монастыря ми на Крайнем Севере, да еще на столь большом уда лении от них? Обратим внимание на то, что в начале XYI века, со гласно «Большого Чертежа», название реки, впадаю щей в Залив Монахов, было Печень, а вовсе не Печен- га. Название Печенга впервые появляется в Жалован ной царской грамоте 1556 года. В те же давние времена 1Курбский. С. 334. 2 Курбский. С. 330. 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz