Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

тоте и молитвенности монашеской жизни, на «нестяжании» богатств в стенах монастыря настаивал духовный учитель Трифона, блаженный старец Феодорит. Но все труднее ста­ новилось найти единомышленников в деле столь «святого и жестокого жительства», обрести стойких «воинов Хрис­ товых», готовых «умучать и покорять плоть свою в порабо­ щение и послушание духу» \ «Монастыри разбогатели, при­ вилегии всякого рода стали привлекать в них уже не только тех, кто искал христианского максимализма»2. Церковь середины XVI века своими соборными реше­ ниями окончательно осудила «нестяжательный» монастыр­ ский уклад, «заволжские старцы» были названы еретиками, Феодорит и его единомышленники сосланы на бесчестие. В этой ситуации каждый христианин, каждый монах оказывался перед выбором. Выбирал и Трифон. Он вспо­ минал святительское благословение владыки Макария на строительство православной обители на столь дальних Северных рубежах, и слова его об острой потребности дер­ жавы Российской освоить эти земли, закрепиться на бе­ регах Северных морей. Но помнил он и то, что есть не­ зыблемая основа монашества: Монах есть тот, кто миру не причастен, Кто говорит всегда с одним лишь Богом, Кто, видя Бога, сам бывает видим, Любя Его, он Им любим бывает И, светом становясь, всегда сияет 3. 1Курбский. С. 325. 2 Прот. Александр Шмеман. Исторический путь православия (Реп- ринт.). М., 1993. С. 256. ! Иеромонах Илларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Бого­ слов и православное предание / / Избранные гимны. М., 1998. С. 597. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz