Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Трифон Печенгский, на восемь лет покинувший оби­ тель, в своих странствиях, надо полагать, стремился в эти заволжские края. Можно представить духовную радость об­ щения Трифона со своими единомышленниками, с вели­ кими старцами этих мест, о молитвенных подвигах кото­ рых так много рассказывал ему когда-то Феодорит. Здесь, в этих скитах, все еще можно было напитаться духом пра­ вославной святости «и внутренним человеком с Богом со­ единиться» ‘. Трифон застал последние годы расцвета этой Северной Фиваиды. Несомненно, именно здесь, в обители Корнилия Ко- мельского, присматриваясь к его особому монастырско­ му Уставу, искал преподобный Трифон выход из той не­ простой ситуации, что сложилась в обители на Печенге. Как повествует Житие, очень поверившие своему « на­ чальнику веры, преподобному отцу Трифону <...> новопрос- вященные народы лопарские от усердия своего, от имений своих приносили серебро и вещи и яко пред ногами апостоль­ скими, преподобного отца Трифона при ногах полагали. Иные же земли, и озера, и морские угожие воды подавали и пись­ менными заветами утверждали». Испокон веку все лапландские земли, озера, реки, морс­ кие тони, звериные ловли и прочее было поделено между лопарскими погостами. Каждый лопарь, принимавший постриг, приносил с собой в монастырь и право на пользо­ вание своей долей этих угодий, потому и трудно было сдер­ живать поток щедрых лопарских пожертвований обители. Но излишнее «стяжание» шло вразрез с иноческими обе­ тами и апостольскими посланиями. А ведь именно на чис­ 1 Ключ разумения/ / У став преподобного Нила Сорского. М .-Екате- ринбург, 2003. С. 364. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz