Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

известно, преподобный Александр «пребывал в отноше­ ниях духовной любви с Корнилием Комельским, к которо­ му послал одного из своих учеников»1- преподобного Нила Столбенского. Также и Феодорит Кольский, пришедший­ ся по душе Свирскому игумену, «зело любяше его», веро­ ятно, был благословлен им идти в Комельскую обитель к преподобному Корнилию. В этом же монастыре принял постриг и подвизался будущий лидер «заволжского старчества» «премудрый Артемий», в дальнейшем верный друг и единомышлен­ ник Феодорита Кольского. В этих «заволжских пустынях» и завязались их дружба и духовное родство. Через несколько лет Феодорит уйдет в Лапландские пустыни, где обретет еще одного своего верного друга и великого сподвижника - Трифона Печенгского. Тем не менее и в дальнейшем дружба Феодорита с «заволжцами» не прекратится, и он будет еще не раз возвращаться сюда, дабы вновь, «ревнуя жестокому и святому жительству, уму- чая и покоряя плоть свою в порабощение и послушание духа», собираться с силами в кругу своих единомышлен­ ников, «храбрых воинов Христовых, яже воюют против начал властей темных, миродержцев века сего»2. 1Федотов Г. П. Собрание сочинений. М., 2000. Т. VIII. С. 157. 2Курбский. С. 325. В это же время здесь, в Комельском монастыре подвизался и преподобный Симон Сойгинский, один из великой плеяды заволжских старцев. Будучи одного возраста, Симон и Фео­ дорит как минимум хорошо знали друг друга. Симон пробыл здесь до кончины своего великого наставника - старца Корнилия, насту­ пившей 19 мая 1538 года. Так что Симон, наверняка, вновь встре­ тился с Феодоритом при возвращении последнего из Лопарской пустыни в 1534 году. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz