Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Преподобный Корнилий Комельский, родом из ростов ских бояр Крюковых, с 1501 года игумен этого, основанно го им, монастыря - именитый земляк Феодорита Кольско го. Учитывая явно необычное происхождение Феодорита 1 и его редкую образованность, можно предположить, что во время своих хождений (1511-1518 гг.) «за Волгу-реку в тамо сущие великие монастыри»2 он, конечно же, побы вал в монастыре, основанном своим великим земляком. Как известно, игумен Корнилий был высокообразован и явился создателем уникального монастырского устава, суть которого чрезвычайно важна для наших размышлений о судьбах русского монашества в это время. Знаменитый Устав преподобного Корнилия Комель- ского, им собственноручно написанный для братии мо настыря, удивительным образом гармонично сочетал в себе как «Поучения о скитском житии» Нила Сорского, так и положения «Духовной грамоты» Иосифа Волоцко го. Важнейший аспект духовного возрастания инока - «умное молитвенное делание» - был умело сцементиро ван в нем со строгостью общежительного устава и неукос нительностью монастырского цикла богослужений. Мы помним из жизнеописания преподобного Феодо рита, что покинув Соловецкие пределы, он пришел «на со зерцание ко славному и великому мужу, чудотворцу сущу, Александру Свирскому <...> Потом от Александра идет аж за Волгу реку, в тамо сущие великие монастыри»3. Как 1«Близость Феодорита к князю Курбскому и то, что царь возлагал на него такое серьезное поручение, свидетельствуют не только о его уме, но и о знатном происхождении» (Энгельгардт А. П. Русскии Север. СПб., 1897. С. 88). 1 Курбский. С. 325. 3Курбский. С. 326. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz