Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
И «блаженный отец» наш, преподобный Трифон Пе- ченгский в слезах покаяния, «богомыелии и молчании» «Бога узривший», также достиг высот божественных от кровений, созерцая Фаворский свет. Именно об этом по ведало нам его Житие словами его предсмертных настав лений братии: «Любимцы мои, нелюбите мира ияжевмире. Подвизайтеся там, где несть смерти, ни тьмы, но веч ный Свет. Тамо день един паче тысяч». У ПРЕПОДОБНОГО КОРНИЛИЯ Таким образом мы видим, что духовное пространство русского исихазма в XVI веке трудами преподобных Фео дорита Кольского и Трифона Печенгского простиралось от Северных Фиваид заволжского старчества до Полноч ных земель старчества Крайнего Севера. И более того, внимательный взгляд может обнаружить, что печенгские места удивительным образом издавна не посредственно увязаны с «заволжским старчеством». Под тверждение тому мы находим в «Книге Большого Черте жа», где при описании района «реки Печени» имеется, на первый взгляд, странное примечание, касающееся после дующей судьбы здешних монастырей: «Печенские монас тыри более не существуют, и самая пустынь того же име ни, находившаяся в Вологодской губернии, в Грязовецком уезде, давно упразднена » 1. Что это за «пустынь того же имени», и какое отношение она может иметь к нашему Крайнему Северу? Надо сказать, что место ее нахождения указано весьма примечательное - это вотчины Корнили- ев-Комельского Введенского монастыря. 1Спасский Г. Книга Большой Чертеж. М., 1846. С. 275. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz