Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

нам слова Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, яко ти Бога узрят» (Мф. 5, 8). Блаженство Феодорита - это высшая степень постижения богословия исихастских откровений, когда подвижник сподобляется дара Церковного Учитель­ ства. «Господь называет блаженными не просто учащих, но тех, которые сначала удостоились прозреть и увидели в себе просвещающий и блистающий Свет Духа и благодаря Ему в этом истинном видении, знании и действии познали, о чем следует говорить и чему учить других» \ Именно за это высокое богословие поморские жители Кольского Севера XVI века называли Феодорита «русским философом», а так­ же за его удивительное знание греческого - необходимое условие для богословского, святоотеческого обоснования и отстаивания «пути исихазма» в тех печально памятных спо­ рах XVI столетия. Лишь однажды этот бесценное духовное сокровище, которым владел Феодорит, понадобилось «Москве - Тре­ тьему Риму», да и то в сугубо практических, политичес­ ких целях. Иоанну Грозному требовалось благословение от Вселенского Патриарха на венчание на царство «по чину римских кесарей». Для того и понадобился старец- исихаст Феодорит, которому было велено вести богослов­ ские беседы с греческими иерархами, дабы показать, что, мол, дескать, и у нас здесь на Руси «не лаптем щи хлеба­ ют». Цель была достигнута: «... сам Патриарх удивлялся, когда прислушивался к речам и беседам его [Феодорита] премудрым, а также наблюдая его жительство умирен­ ное и священнолепное»2. 1 Преподобный Симеон Новый Богослов. Аскетические произведе­ ния / / Сто глав богословских и практических. Клин, 2001. С. 9. 2 Курбский. С. 340. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz