Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

не о знании творений Святых Отцов и богословской об­ разованности, а о мистическом опыте Божественных от­ кровений и непосредственного богословского знания, да­ руемого в нетварных энергиях Фаворского света. Имен­ но на этот высокий духовный путь обожения призывали встать Святую Русь старцы-нестяжатели: «премудрый Ар­ темий», инок Савва Шах, «блаженный Феодорит-пустын- ник», преподобный Трифон Печенгский... Ибо каждый, кто умом «возносится к созерцанию нетварного Света и сам становится подобным Свету» \ каждый, кто познал эту неизреченную радость непосредственного Богообгцения, никогда больше не пожелает иных «утех жизни, которы­ ми мир ласкает нас, но после которых бывает горько»2. Путь исихазма, это бесценное сокровище Церкви, рас­ крывал перед Россией благодатнейшую перспективу. Речь шла не только об особо плодотворном пути совершенство­ вания монашеской духовности. Россия стояла на пороге прецедента реального обожения человеческой плоти, а через него и преображения всего тварного мира. Для того чтобы начался этот процесс, требовались добрая воля и Соборное решение Церкви. И, бесспорно, достойное богословское обоснование. Думается, совершенно не случайно наш «северный апо­ стол», преподобный Феодорит Кольский в истории Церкви упоминается как «Блаженный». Суть чистой молитвы и блаженных созерцаний Божественного Света раскрывают 1Архимандрит Захария (Захару). Христос как путь нашей жизни. Введение в богословие старца Софрония (Сахарова). М., 2002. С. 41. 2 Нил Сорский. Цит. по: Преподобный Нил Сорский и его устав о скитской жизни. Аскетика, или путь к спасению / Фонд «Христи­ анская жизнь». Клин, 2001. С. 7. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz