Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
не о знании творений Святых Отцов и богословской об разованности, а о мистическом опыте Божественных от кровений и непосредственного богословского знания, да руемого в нетварных энергиях Фаворского света. Имен но на этот высокий духовный путь обожения призывали встать Святую Русь старцы-нестяжатели: «премудрый Ар темий», инок Савва Шах, «блаженный Феодорит-пустын- ник», преподобный Трифон Печенгский... Ибо каждый, кто умом «возносится к созерцанию нетварного Света и сам становится подобным Свету» \ каждый, кто познал эту неизреченную радость непосредственного Богообгцения, никогда больше не пожелает иных «утех жизни, которы ми мир ласкает нас, но после которых бывает горько»2. Путь исихазма, это бесценное сокровище Церкви, рас крывал перед Россией благодатнейшую перспективу. Речь шла не только об особо плодотворном пути совершенство вания монашеской духовности. Россия стояла на пороге прецедента реального обожения человеческой плоти, а через него и преображения всего тварного мира. Для того чтобы начался этот процесс, требовались добрая воля и Соборное решение Церкви. И, бесспорно, достойное богословское обоснование. Думается, совершенно не случайно наш «северный апо стол», преподобный Феодорит Кольский в истории Церкви упоминается как «Блаженный». Суть чистой молитвы и блаженных созерцаний Божественного Света раскрывают 1Архимандрит Захария (Захару). Христос как путь нашей жизни. Введение в богословие старца Софрония (Сахарова). М., 2002. С. 41. 2 Нил Сорский. Цит. по: Преподобный Нил Сорский и его устав о скитской жизни. Аскетика, или путь к спасению / Фонд «Христи анская жизнь». Клин, 2001. С. 7. 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz