Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
культурной и общественной жизни нации»1. Византия стояла на пороге Исихастского Возрождения - очевидной альтернативы западноевропейскому Ренессансу2. Руковод ство Церковью принадлежало отныне людям с иной иерар хией духовных ценностей. Официально признавалась «бо гословская концепция святителя Григория Паламы, в ко торой учение об «обожении» (теозисе) утверждалось как основа для понимания предназначения человека и по существу подразумевала первенство трансцендентных ре лигиозных ценностей по отношению ко всем остальным»3. Но крушение Империи прервало этот процесс, и вели кое наследие традиции исихазма продолжило свое разви тие на просторах Святой Руси. Но если в истории «Второго Рима» практика этой традиции нашла свое догматическое обоснование, то на Руси - в «Третьем Риме» этого, увы, не произошло. И не по причине «агарянского нашествия иноплеменников», а из-за «междоусобныя брани». Исиха- стское, святоотеческое Возрождение вновь не состоялось. В начале XVI века практика умной молитвы и аске- тики значительной части русского монашества, при ко торых «в глубинах духовного собирания открывается умозрительная потребность», вплотную приблизила их к «пробуждению богословского сознания»4. Речь идет 1Хоружий С. С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 218. 2 Концепция «Пред-Возрождения» впервые появилась в работах Д. С. Лихачева. См.: Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х-ХШ вв. / / Эпохи и стили. Л., 1973. С. 75-127. 3 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Париж, 1990. С. 133. 4 Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1988. С. 21. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz