Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Божественной и человеческой природы во Христе. Оче­ видным образом не учитывалось явное различие между свободной от «падшести», не поврежденной первородным грехом природой Богочеловека и тварной, падшей при­ родой любой земной власти1. Знаменитое вступление к Шестой новелле императо­ ра Юстиниана совершенно недвусмысленно трактовало основной принцип византийской политической системы - равенство в происхождении и природе Священства и Царства: «“Священство и Царство - величайшие дары Бо- жии человеку, дарованные Вышним... И то и другое про­ исходит от одного и того же начала...” Всякая мысль о иноприродности, внутренней противопоставленности Церкви и государства совершенно чужды не только Юс­ тиниану, но и всем его современникам»2. Таковым было духовное наследие Византии, богословие «симфонии», некая «политическая теология», в полной мере воспри­ нятые в русском «осифлянском» богословии. Говоря о духовном наследии греков, нельзя забывать и о том, что традиции исихазма укоренились на Руси, так­ же будучи воспринятыми непосредственно от Византий­ ского монашества. 1Христиане первых веков много острее чувствовали эту иноприрод- ность: «Может ли христианин быть Кесарем, то есть принадлежать одновременно к двум противоборствующим порядкам - церковно­ му и мирскому?» (Тертуллиан. Апологетика, 21, 24. Цит. по: Прото­ иерей Георгий Флоровский. Догмат и История / / Империя и пусты­ ня. М., 1998. С. 262.) 2Протоиерей Валентин Асмус. История Церкви. Курс лекций. ПСТБИ. М., 1998. С. 39. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz