Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
«от Бога» лишь пока он праведен. «Строптивому» царю и повиноваться-то не следует, поскольку он «не Божий слу га, но диавол, и не Царь, а мучитель». И не трудно будет убедиться, как эта «правда Иосифа» вскоре поблекла и в его завершающих творениях, и тем более в будущих поко лениях «осифлянского» пастырства. Вместе с самоотверженной попыткой преподобного Иосифа и его последователей реанимировать на российс кой почве юстинианову1идею «симфонии» Священства и Царства Россия унаследовала и старую «трагедию Ви зантии». Посчитав, что «государство, как таковое, может стать внутренне христианским»2, Церковь с недопустимой поспешностью отдала себя под имперское покровитель ство, не задумавшись над изначальной ролью и приро дой государства, которое есть порождение «мира сего» и условие существования падшего человечества. Протоиерей Иоанн Мейендорф указывал на «фунда ментальную ошибку», допущенную Константинополем при богословском обосновании «симфонии» как якобы зримого воплощения Халкидонского христологического догмата3. В идее единства Священства и Царства была проведена неоправданная параллель с догматом единства 1 Юстиниан (483-565), знаменитый император Византийской импе рии. Во время его правления было окончательно утверждено пони мание роли императора в государстве «как учителя веры и главы Церкви». 2 John Meyendorff. Wyzantine Theology. Mowbays, 1974. P. 213. Цит. no: Хоружий С. С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 212. 3Халкидонский Церковный собор 451 года - Четвертый Вселенский. Собор определил догмат об образе соединения во Христе двух ес- теств: Божественного и человеческого. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz