Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
не утвердившиеся еще в подвижничестве, ели калачи и рыбное. Из одежды имели по две всякого рода. При этом все без исключения носили власяницы»1. Кроме того, «во локоламский инок должен был «на море, или на пути, или в дому, или ходя, или сидя, или спя», но прочитать за день 1900 Иисусовых молитв»2. Пристальные поиски отличий и противопоставление авторитетов великих старцев, преподобных Иосифа и Нила, начались позже, уже по их кончине, когда потребо валось «идеологическое обоснование» вотчинным и иму щественным притязаниям, а вслед за этим и непомерным мирским попечениям, захватившим отдельные монасты ри. Правда, историческая объективность вынуждает нас признать, что сам Иосиф дал повод для того, чтобы эти монастыри, отстаивая свою правоту, ссылались на его имя, называя себя «осифлянскими». Речь идет о том, что незадолго до своей кончины Иосиф Волоцкий осуществил решительный поворот в сторону тесного союза с великокняжеской властью, а вско ре за этим предпринял демонстративный шаг, идущий вразрез с устоявшимся «мирным существованием» двух направлений в монашестве. Речь идет о его «челобитьях 1511 года» царю Василию III на новоявленных кирилло- белозерских еретиков3, обвинительные тексты которых 1Диакон Матфий Кудрявцев. История православного монашества в Северо-Восточной Руси. М., 1881. С. 218. 2ГИМ, рукописный фонд, собрание Щукина II. И.. № 212, 1674. 3См.: Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI века. М., 2002. С. 277; Послания Иосифа Волоцкого / Подготовили Зимин А. А. и Лурье Я. С. М.-Л.. 1959. ('. 228. 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz